Конституция демократической школы - это 20 базовых принципов, в соответствии с которыми существует проект.
В школе существуют правила, которые применяются участниками на общем сборе и постоянно меняются. Но также мы разработали конституцию, в которой сформулировали основные принципы, в соответствии с которыми живёт школа. Вот эти принципы:
Демократическая школа - это среда, сообщество.
В демократической школе учитываются интересы детей и детям предоставляются права и возможности, которые есть у взрослых во взрослом мире.
Демократическая школа - это пространство, в котором каждый делает то, что хочет, если это не противоречит правилам среды и законам страны.
Взаимодействие между участниками демократической школы и вопросы безопасности регулируются правилами школы.
При этом каждый участник несёт личную ответственность за свои действия и свою безопасность.
Среда строится на уважении людей друг к другу, принятии убеждений, интересов, занятий, целей другого человека. Поэтому доступ к участию в среде закрыт для тех, кто стремится навязать свои цели другим.
Все участники демократической среды обладают равными правами. Это означает, что все имеют возможность организовывать в среде любую деятельность, участвовать в принятии, исправлении и отмене правил, действовать в рамках этих правил.
Доступ к среде имеют все люди, вне зависимости от пола, возраста, национальности, вероисповедания, цвета кожи, сексуальной ориентации, особенностей здоровья, политических убеждений и др.
Правила школы принимаются участниками среды совместно на общем сборе.
Общий сбор - это добровольное собрание участников среды, которое проводится в определённое время при наличии предварительной повестки. На общем сборе принимаются и отменяются правила, обсуждаются важные для школы вопросы (важность вопроса определяет участник, выносящий его на обсуждение) и делаются объявления.
Конфликты и случаи нарушения правил решаются в демократической школе участниками лично, путём медиации, через судебный комитет и общий сбор.
Любой участник школы может организовать любую деятельность, приглашать к участию в ней других людей, заниматься чем-то самостоятельно, просить у кого-то помощи в организации деятельности, просить поддержки или оказывать помощь и поддержку тому, кто о ней просит.
В демократической школе нет основного вида деятельности. Все сферы человеческой жизни признаются в равной степени важными: труд, образование, общение, игра, развлечение, творчество, прогулки, отдых, отношения с другими людьми, чувства, мысли. Нет приоритета одних занятий над другими.
Различная деятельность происходит в школе одновременно. При этом участники среды руководствуются правилами и стремятся не мешать друг другу.
Деятельность может быть спонтанной или происходить по предварительной договорённости и заранее составленному плану.
В среде есть определённые инструменты навигации, которые помогают участникам ориентироваться в многообразии деятельности.
В демократической школе уделяют внимание психологической поддержке, оказывают первую медицинскую помощь, помогают ориентироваться в происходящем. Ответственность за это может брать среда в целом или отдельные её участники.
Среди участников среды выделяется группа организаторов, которые, как правило, получают за участие в среде денежное пособие. Они берут на себя ответственность поддерживать работу школы. Это значит, что они могут предлагать решения об улучшении среды, воплощать их в жизнь, поддерживать процессы, необходимые для существования среды, решать конкретные задачи. Это могут делать не только организаторы среды, но наличие организаторов в школе гарантирует, что она будет существовать и развиваться.
Демократическая школа - это динамичная система. Здесь могут меняться правила, процессы и процедуры. Может смениться состав участников, пространство, существующие механизмы могут устареть и потерять эффективность. Поэтому среда, стремясь оставаться живой, изменяется, приспосабливаясь к новым условиям.
В демократической школе существует коллективная ответственность. Через неё решаются различные задачи. Это может происходить через конкретных исполнителей (когда, скажем, человек или группа людей организовывает мероприятие) или посредством обязательства, которое несут все участники среды (например, участие в обязательной уборке в конце дня).